Молодой хозяин земли
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ РС(Я) ДПО
“Институт развития образования и повышения квалификации”
имени С.Н. Донского II
«Молодой хозяин земли»
Образовательный проект
Автор:
Адамов Гавриил Иннокентьевич,
г. Якутск, 2014
Актуальность. Сегодня в современном обществе значительными темпами продолжают расти безработица и неформальная занятость, снижается роль государственных гарантий, а социальная незащищенность, неудовлетворенность сферой деятельности становятся повседневной реальностью. Как показывают данные социологических опросов (данные Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе.
Исходя из этого, современные государственные и правительственные документы об образовании поставили перед сельской общеобразовательной школой новые цели и задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, обусловленные перестройкой социально-экономической системы общества, переходом к рыночным отношениям, становлением сельского хозяйства как приоритетного направления в политике обновления страны. Ведущей задачей современной сельской школы в русле обозначенных документов является воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, высоких нравственных принципов, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В связи с этим создаются объективные предпосылки перехода трудовой подготовки сельских школьников, формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных компетенций на качественно новый уровень. Требуется формировать у них компетенции, не соотносимые с конкретным учебным предметом, но интегрирующие знания, умения и навыки, способствующие успешной адаптации обучающихся к сельским условиям и к будущей профессии сельскохозяйственного профиля, бизнесу, предпринимательству.
Актуальность данной проблемы стимулируется и тем, что сельская общеобразовательная школа является одним из главных источников пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства; возрастанием доли интеллектуального труда в сельскохозяйственном производстве. Это повышает значимость формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у сельских школьников и актуализирует проблему синтеза знаний и видов деятельности, усвоенных на уроках с естественнонаучной направленностью.
Сегодня существуют противоречия между объективной потребностью в формировании социально-трудовых компетенций в образовательных учреждениях и несовершенством содержания, форм, методов этого процесса.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего проекта.
Идея. В теоретическом плане - это разработка модели кооперации системы образования с производственными структурами села с целью формирования нового хозяина земли, как личности современной рыночной экономики, как бизнесмена сельскохозяйственного производства в условиях развития, совершенствования местного самоуправления. В практическом плане - это реализация компетентностно ориентированных индивидуальных программ и планов обучающихся, определение механизмов и способов их реализации в образовательном процессе.
В проекте должны участвовать отдельные дети из крестьянских хозяйств, фермеров, деятельность которых налажена и уже определяет их семейное благополучие, дальнейшее процветание и возможности воспитания детей, как успешных личностей. Учащиеся – к участию в проекте избираются семейными советами из числа тех, кто учится в 8-9 классах, участие которых утверждает педсовет образовательного учреждения. Каждый ученик проходит производственную практику на базе семейного крестьянского хозяйства. При этом производственная практика учащегося оценивается как частичное участие в выполнении государственного продовольственного заказа по производству сельскохозяйственного продукта. Составляется индивидуальный учебно-производственный план согласно ежемесячному наряду-заданию по циклу выполняемых сельскохозяйственных работ. Учащиеся - участники проекта оформляют трудовую книжку, открывают лицевые счета в сберегательных кассах, регистрируются в налоговой инспекции, фондах социального страхования и пенсии. Учащиеся заключают договора с производственными структурами в частичном участии в выполнении государственного продовольственного заказа. Заработная плата ежемесячно переводится в сберегательную книжку учащегося.
Цель проекта: Формирование нового хозяина земли, как личности современной рыночной экономики, как бизнесмена сельскохозяйственного производства в условиях развития, совершенствования местного самоуправления.
Задачи проекта:
- выработка модели кооперации системы образования с производственными структурами села по формированию нового хозяина земли;
- выработка нового индивидуального учебно-производственного плана, предусматривающего частичное участие учащегося в выполнении государственного продовольственного заказа;
- разработка проекта Закона РС(Я) «Об учебно-производственной кооперации в Республике Саха (Якутия);
Этапы реализации проекта:
Этапы |
Годы |
Краткая характеристика этапа |
1 - подготовительный |
2014 – 2015 |
Выявление образовательных организаций, семей, учащихся, создание механизмов реализации проекта |
2 - реализация |
2015 – 2017 |
Реализация программ, планов. Организация деятельности учащихся в фермерском и крестьянском хозяйстве. |
3 – подведение итогов |
2017 - 2018 |
Подготовка и утверждение Закона РС (Я) «Об учебно-производственной кооперации в Республике Саха (Якутия); |
Ожидаемый результат:
- Функционирующая модель кооперации образовательных учреждений и сельскохозяйственных производственных структур села;
- Эффективно работающие индивидуальные учебно-производственные планы и программы учащихся;
- Сформированность ключевых и социально-трудовых компетенций у учащихся и личностных качеств;
- Разработанный, утвержденный и работающий Закон РС (Я) «Об учебно-производственной кооперации в Республике Саха (Якутия);
Содержание социально-трудовой компетенции обучающихся:
- Умение планировать и реализовать общую цель;
- Умение вести крестьянское или фермерское хозяйство;
- Умение моделировать современную форму рыночного крестьянского или фермерского хозяйства;
- Умение разрабатывать бизнес-план развития крестьянского или фермерского хозяйства;
- Умение организовать предпринимательскую деятельность и вести выгодное конкурентоспособное хозяйство;
- Умение сочетать частно – государственные компетенции с целью ведения выгодного сельскохозяйственного производства;
- Умение внедрять и совершенствовать современные технологические оборудования в сельскохозяйственном производстве;
- Умение развивать такие личностные качества как самостоятельность организованность, ответственность, предприимчивость, инициативность и социальная активность.
Наш Молодой хозяин Земли
Борзов Петя
Далее вы можете ознакомится с Проектом в документах нажав в ссылки:
/Proekty/iuplan_bp_vse_kompetencii.docx
/Proekty/dogovor_integracii.docx
/Proekty/dogovor_podderzhki.docx
/Proekty/kartochka_kandidata.doc
/Proekty/kooperacija_obrazovanija_i_proizvodstva.doc
/Proekty/mol.khoz.zemli-spisok.docx
/Proekty/molodoj_khozjain_zemli_clajdy.pptx
/Proekty/o_t_ch_e_t_ou_o_prekte_mkhz.docx
/Proekty/o_t_ch_e_t_ou_o_prekte_mkhz_k_10_janv16.docx
/Proekty/o_t_ch_e_t_ou_o_prekte_mkhz_k_10_okt_15.docx
/Proekty/otchet_mol.khoz.zemli.docx
/Proekty/p_o_l_o_zh_e_n_i_1.doc